СПИЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ

 
Статья Хартиг • Статья А.И. Петрова • Статья В.А. Ралдугин • Статья В.А. Ралдугин (2) • Статья по брош.  В. Богданова • Статья С. Бурда • Лениздат

Спичечные этикетки

 и их коллекционирование.


по брошюре: В.М. Богданов, Москва, 1970, всесоюзное общество филателистов

 

 

Кратко о предмете


Титульный лист книжки БогдановаСобирание спичечных этикеток (филлумения) — сродни коллекционированию марок, открыток, экслибрисов и других предметов малой графики. Мир этикеток с каждым годом ( в 1970!!!) становится разнообразнее, интереснее, многограннее. Они все полнее отражают окружающую нас действительность, делаются все документальнее. На рисунках, украшающих спичечные коробки, можно встретить изображения памятников культуры, искусства, истории, сюжеты из фольклора и классических произведений литературы, портреты многих деятелей науки и искусства, выдающихся людей современности, прокладывающих путь прогрессу, национальный орнамент и изображения игрушек. На этикетках начали помещать пословицы и поговорки, лозунги, призывы, предостережения (например, по поводу обращения с огнем, соблюдения правил движения и т. п.). На спичечных миниатюрах иллюстрируются выдающиеся события современности (например, космические полеты, хозяйственные достижения, новейшие успехи техники и т. д.). Встречаемся мы и с изображениями родной нам флоры и фауны.
            Словом, велика изобретательность заказчиков этикеток и исполнителей-художников. И это понятно. В нашей стране спичечная этикетка умело используется как одно из средств агитации, воспитания советских людей. А отсюда и повышенный интерес коллекционеров к этому виду собирательства, кстати говоря, самому дешевому и общедоступному. Собирание спичечных этикеток — один из старейших видов коллекционирования. Началось оно еще в 30-х годах прошлого столетия, ранее, чем появилась на свет первая почтовая марка, т. е. с выпуском первых портативных коробок с самозагорающимися спичками. В предлагаемой книжке рассказывается о многих вещах, связанных с коллекционированием спичечных этикеток. Читатель узнает об истории производства спичек и коллекционировании этикеток, о содержании рисунков на спичечных коробках, о видах коллекционирования, о методике оформления коллекций. Автор не считает свой труд исчерпывающим в этой области. Перед читателем лишь краткие заметки по поводу филумении — одного из популярных видов собирательства в нашей стране. Автор будет благодарен, если читатели, друзья по увлечению, поделятся мнением о содержании этой книги, помогут автору практическими замечаниями. 

 

Из истории спичек

 

            Фридрих Энгельс в своей замечательной книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» указывает на особое значение применения и добывания огня в становлении человеческого общества. Огонь согревал человека, открывал ему новые источники питания, помогал изготавливать посуду и орудия труда, выжигать древесину из стволов деревьев для устройства лодок, отпугивал от жилища опасных зверей. Вначале люди использовали огонь, посланный им природой в виде лесных пожаров, начавшихся от молнии или огненной лавы, извергаемой вулканами. Наши предки научились поддерживать огонь своих костров, переносить горячие уголья на новые места, а спустя тысячелетия сами стали добывать огонь трением. Много позднее людям стали служить для добывания огня сферические осколки горного хрусталя. При ударе камня о камень получались искры, которые не гасли, если попадали на трут - древесный гриб. На смену древним способам добывания огня пришли спички, но долго еще их зажигали при помощи трута - вещи, совершенно необходимой для спичек тех времен. В конце XVIII столетия успехи химии дали возможность применить новые методы получения огня с помощью химических компонентов. Вначале обмакивали в серу длинные лучины. Сера застывала на конце в виде желтой головки. Лучину подносили к тлеющему труту или углям, и она сразу загоралась. В России такие спички назывались «маканки». Одно из ранних упоминаний об этом способе мы найдем в журнале «Экономический магазин» за 1787 год, в статье «Некоторые примечания о сере». «В домоводстве же, — пишет автор, — в особливости сера нужна для огнив и высекания огня; для сего обмакиваются в серу либо концы лучинных спичек, либо проволакиваются сквозь растопленную серу шнуры, или толстые витки, или бумажные узкие полоски, и потом к прильнувшим к труту искрам прикладываются».
            Таким образом, уже во второй половине XVIII века в России существовал термин «спички». Но в быту требовались самовозгорающиеся спички. Был предложен такой способ: длинную лучину с головкой из зажигательной смеси на мгновение опускали в сосуд с асбестом, пропитанным серной кислотой. От соприкосновения с кислотой головка вспыхивала и поджигала лучину... Такой способ добывания огня таил массу неприятностей — ведь с серной кислотой шутки плохи. Сам же этот громоздкий и опасный спичечный агрегат именовался весьма звучно — «мгновенный свет» (INSTANTANEUS LIGHT). Еще об одном из видов тогдашних спичек рассказывает Чарлз Дарвин в своем дневнике о путешествии на корабле «Бигль» (1832 г.): «У меня были «прометеевы» спички, которые я зажигал надкусывая. То обстоятельство, что человек может добывать огонь при помощи своих зубов, казалось таким чудом, что люди целыми семьями сбегались посмотреть, как это делается. Раз мне предлагали целый доллар за одну спичку». Прометеевы спички — свернутая из бумаги небольшая трубочка с зажигательной смесью и крохотным пузырьком серной кислоты на одном конце. Вспышка получалась благодаря соединению серной кислоты со смесью. Есть открытия и изобретения, авторы которых не вызывают сомнений. А вот об изобретателе спичек спорят до сих пор. Называют и разные даты их появления — с 1805 по 1830 гг.
Портрет WalkerВ венгерской литературе изобретателем называют Яноша Ирини, во французской — Шарля Сория, в английской — Джона Валкера, в немецкой — Иоганна Каммерера. Разобраться здесь трудно. Каждый автор под современным понятием «спичка» подразумевает разные предметы для получения огня с помощью химических веществ. Самовозгорающиеся палочки стали называть «LUCIFER» (от латинского — приносящий свет), «CONGREVE» (по имени Вильяма Конгрива, конструктора боевых ракет, приложившего руки и к созданию спичек). В Голландии и поныне спички называются словом «LUCIFER».
            Рис 4. Этикетка выпуска после 1840 года«Конгревки» были известны и в России. В Англии употреблялось еще слово «МАТСН» (запал). Только впоследствии оно стало соответствовать понятию «спичка». Но кому же, в самом деле, надлежит изобретение маленьких палочек с головками, зажигавшимися от трения? Первые чиркающие спички были изобретены в 1826 г. англичанином Джоном Валкером (John Walker) из города Стоктон на Тисе (Stockton-on-Teens).
            По тому же пути шли и другие. Спички быстро получили громадное распространение. Начали основываться фабрики, занимавшиеся их изготовлением. Сами изобретатели от своих трудов получили мало — делом занялись капиталисты, нажившие солидные состояния. Но у первых спичек был тот недостаток, что они воспламенялись от трения о любую поверхность, в том числе, друг от друга, вызывая таким образом пожары. Делались же спички в малоприспособленных помещениях, без вентиляции. С начала 30-х годов 19-го века в состав их головки стал входить ядовитый желтый фосфор, который отравлял организм рабочих, а среди них на спичечных фабриках было в ту пору много детей и подростков. Об этом говорил Карл Маркс в своем «Капитале» (т. I, гл. VIII): «Половина рабочих — дети моложе 13-летнего возраста и подростки моложе 18 лет. Эта мануфактура настолько известна своим вредным влиянием на здоровье рабочих и отвратительными условиями, что только самая несчастная часть рабочего класса — полуголодные вдовы и т. д. — поставляют для их своих детей». И дальше: «Данте нашел бы, что все самые ужасные картины ада, нарисованные его фантазией, превзойдены в этой отрасли мануфактуры». Химики продолжали поиски менее вредных составов. «Безопасные» спички, т. е. примерно такие, какими мы пользуемся теперь, были впервые показаны на Всемирной выставке в Париже в 1855 г. шведской фабрикой братьев Лундстрем в Йенчепинге. Состав безвредных головок предложил немецкий химик Рудольф Беттгер. Они загорались только при чирканье о специально приготовленную намазку.
Рис 2. Этикетка 1834? годаПо тому же пути шли и другие. Спички быстро получили громадное распространение. Начали основываться фабрики, занимавшиеся их изготовлением. Сами изобретатели от своих трудов получили мало — делом занялись капиталисты, нажившие солидные состояния. Но у первых спичек был тот недостаток, что они воспламенялись от трения о любую поверхность, в том числе, друг от друга, вызывая таким образом пожары. Делались же спички в малоприспособленных помещениях, без вентиляции. С начала 30-х годов 19-го века в состав их головки стал входить ядовитый желтый фосфор, который отравлял организм рабочих, а среди них на спичечных фабриках было в ту пору много детей и подростков. Шведская этикеткаОб этом говорил Карл Маркс в своем «Капитале» (т. I, гл. VIII): «Половина рабочих — дети моложе 13-летнего возраста и подростки моложе 18 лет. Эта мануфактура настолько известна своим вредным влиянием на здоровье рабочих и отвратительными условиями, что только самая несчастная часть рабочего класса — полуголодные вдовы и т. д. — поставляют для их своих детей». И дальше: «Данте нашел бы, что все самые ужасные картины ада, нарисованные его фантазией, превзойдены в этой отрасли мануфактуры». Химики продолжали поиски менее вредных составов. «Безопасные» спички, т. е. примерно такие, какими мы пользуемся теперь, были впервые показаны на Всемирной выставке в Париже в 1855 г. шведской фабрикой братьев Лундстрем в Йенчепинге. Состав безвредных головок предложил немецкий химик Рудольф Беттгер. Они загорались только при чирканье о специально приготовленную намазку. 

 

Производство спичек в России


            Началось тоже с «маканок», «серянок», появившихся в XVIII веке. О них вспоминает бытописатель Москвы И. Т. Кокорев даже в сороковых годах прошлого века: «До изобретения фосфорных спичек мелкая промышленность собирала в лесах трут, запасалась кремнями, делала нехитрые серные спички и снабжала этими товарами по крайней мере половину столичных хозяек». Первая фабрика «самогарных», фосфорных в России основана в 1837 г. близ Петербурга. Затем спичечные фабрики (слово «спичка» — уменьшительное от спица — лучина) стали строиться и в других местах, богатых лесом. Спустя пять лет их было девять. Возросшее число пожаров, происходивших из-за спичек, вызвало правительственный указ о продаже их лишь в жестяных коробках. В коробках, оклеенных налоговой бандеролью, стоимостью в один рубль серебром, разрешалось помещать не более тысячи штук! Условия оказались слишком тяжелыми для предпринимателей, фабрики закрывались одна за другой, но взамен развилось кустарное производство, появились тайные фабрики, на которых спички выпускались не в металлических коробках. Об одной из них рассказывается в книге «Подмосковные дорожные заметки» С. Яковлева, изданной в 1862г. в Москве: «...Прежде здесь существовала в имении одного помещика спичечная фабрика, но так как открытое производство на ней было запрещено законом, то и спички работали на ней тайно...». Здесь безвозмездно работали дети крепостных. От взрыва фосфора фабрика сгорела — многие дети остались калеками на всю жизнь. Ограничения в производстве спичек и торговле привели к усиленному ввозу их из-за границы. Это наносило большой урон казне. Поэтому, в 1859 г. были полностью отменены все прежние запреты. В целях же борьбы с кустарным и тайным производством правительство запретило свободную продажу фосфора. Фосфор стали отпускать только зарегистрированным фабрикам, платившим налог. Фактически этот налог уплачивал потребитель, так как фабриканты попросту повысили цену на спички. Иностранные изделия обложили столь высокой пошлиной, что ввозить спички в Россию стало невыгодно. Новые правила, поощряющие фабричное производство спичек, принесли плоды. Уже в 1865 г. в России действовало 73 фабрики, в 1870 г.— 158, в 1875 г.— 223, в 1887 г. — 360. Затем конкуренция сократила количество предприятий. К 1900 г. только около 130 фабрик продолжали выпускать спички.
Этикетка ф-ки Лапшина с лентой от бандеролиС 1888 г. спичечные коробки оклеивались акцизной (налоговой) бандеролью, на которой указывалось «Для помещения не более 75 шт.» и «Продажа и покупка без бандероля законом воспрещаются». Бандероли были оранжевого цвета (акциз 1/4 коп.). С апреля 1905 г. акциз повысили до 1/2 коп., и наклейки получили другой цвет — оливковый. С октября 1914 г. акциз равнялся 1 коп., и бандероли стали — черного цвета.
            Безопасные «шведские» спички начали изготовлять в России лишь с 80-х годов прошлого столетия. Появление их связано с именем Василия Андреевича Лапшина. Крестьянин-кустарь, ранее торговавший спичками вразнос, Лапшин каким-то путем попал в Швецию. Ознакомившись с производством, его секретами, предприимчивый крестьянин по возвращении на родину приступил к изготовлению безопасных спичек. Вот так, в 1879 г. в деревне Хотитово Новгородской губернии было положено начало первой лапшинской фабрике. А уж вскоре ему принадлежало семь предприятий. Лапшинские спички пользовались огромным спросом не только в стране, но и за границей. Нередко и в наши дни у коллекционеров спрашивают «А лапшинские этикетки у вас есть?». Однако встречаются этикетки, которые говорят о том, что производили безопасные спички в то время и другие предприниматели. Например, Лундберг на своей этикетке сообщал: «Прослужив более 5 лет мастером у В. А. Лапшина, я открыл собственную фабрику»... Субботин скромно просил не смешивать его спички со спичками В. А. Лапшина. Производство безопасных спичек требовало капиталовложений. Предприниматели весьма неохотно шли на переоборудование своих фабрик. В 1895 г. из 212 фабрик 72 вырабатывали фосфорные спички, 39 — безопасные, а остальные 101 — те и другие. Более дешевые фосфорные спички покупало, главным образом, население деревень. Все же спрос на фосфорные спички уменьшался с каждым годом и к 1914 г. их производство прекратилось. В разное время в России существовало свыше 800 спичечных фабрик. В большинстве своем это были мелкие полукустарные предприятия с небольшим числом рабочих (от 5 до 20). Изготовлялись спички вручную, широко использовался надомный труд деревенской бедноты.

 

Советские спичечные фабрики


Довоенная этикетка ф-ки СИБИРЬ11 февраля 1919 г. Президиум Высшего Совета народного хозяйства принял постановление о национализации крупнейших спичечных фабрик. Во владение государства перешли следующие фабрики (в скобках — их названия после национализации):

Вятская губ. — Бровциных («Чепца»), Ворожцовой («Якорь»), Рылова и Лесникова («Белка»); Калужская губ. — Зимина («Метеор», «Звезда»), Лащагина («Радуга»); Минская губ. — Соломонова («Виктория»), Стронгина («Дружина»), Шишкина («Днепр»); Могилёвская губ. — Витенберга («Везувий»); Новгородская губ. — Лапшина («Ираида»), Зубова («Волхов»), Пономарева («Березовец»), Чудовская («Солнце»); Орловская губ. — Воейковой («Радогощь»); Пензенская губ.— Камендровских («Геркулес», «Пчелка»), Казурова, Лошкарева («Луч»), Перемышлиной, Файдыш («Искра»); Рязанская губ. — Гусева («Россия»); Самарская губ.— Зелихмана («Олень»); Смоленская губ. — Ельчинского («Зарница»); Тамбовская губ. — Гаврилова и Лыкова («Борисоглебская»), Можарова («Заря свободы»); Черниговская губ. — Вдовина («Энергия»), Волкова («Волна революции», «Гремучка»), Ворониных («Коммуна»), Лалюмьер, Осипова («Солнце свободы»), Ё. Осипова («Заря социализма»), Родионова («Ипуть»), Бермана и Лурье («Красная Березина»); Ярославская губ. — Дунаева («Факел»). Однако еще в 1918 г. рабочие явочным порядком брали управление некоторыми предприятиями в свои руки. Так была национализована фабрика наследников Дунаева в Ярославле, получившая название «Факел». Во время белогвардейского мятежа она почти полностью сгорела, сохранившееся оборудование впоследствии передали рыбинской фабрике «Маяк».

            Для руководства национализированными предприятиями был создан особый комитет («Главспичка»), дреобразованый затем в Главное правление спичечной промышленности. В 1921 —1922 гг. фабрики по территориальному принципу объединились в тресты, входившие во Всероссийский спичечный синдикат.

            Фабрики постепенно укрупнялись, малорентабельные ликвидировались. В 1922 г. их оставалось 62, в 1928 г. — 25. В настоящее время в Советском Союзе действует 24 спичечные фабрики. На них установлено совершенное автоматическое оборудование, делающее все от рубки соломки до упаковки. Ручной труд полностью исчез.

            Ежедневно в нашей стране потребляется 33 миллиона коробков спичек. Советские спички вывозятся за границу. Благодаря своим высоким качествам они повсюду пользуются спросом. На Балабановской экспериментальной фабрике разрабатывают новые и специальные сорта спичек. Здесь же печатаются этикетки для большинства фабрик Российской Федерации и Белоруссии. 

 

Спичечные этикетки.

 

            Каждый фабрикант старался привлечь покупателей не только качеством спичек, но и красивой упаковкой. Помимо обычных прямоугольных коробков появились круглые, в виде шкатулочек, башенок и т. д. Чтобы еще больше заинтересовать потребителей, в ход были пущены серийные этикетки, объединенные общим замыслом или оформлением. Первую красочную серию с 30 пейзажами издала шведская фабрика в Иенчёпинге в 1853 г. Позднее этикетки, входившие в серию, начали нумеровать. Расчет был верный: купив одну коробку из серии, покупатель потянется за другими. В девяностых годах появилась серия «NURSERY LAND» с шестьюдесятью иллюстрациями к английским сказкам и пословицам. Это шведское изделие предназначалось к вывозу в Англию.

            Много вышло серий с рисунками национальных костюмов, с портретами индийских магараджей, общественных и военных деятелей, членов королевских фамилий. В Англии до сих пор большой популярностью пользуется коробка с изображением капитана Вебба, который первым переплыл Ла-Манш.

            Фабрика Адальберта Шейноста в Сушице (Чехия, тогда входившая в состав Австро-Венгерской монархии) во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. выпустила две серии. На одной из них портреты русских военных деятелей: героя Севастополя и Плевны военного инженера Э. И. Тотлебена, генерала И. Т. Лорис-Меликова и других — на фоне Московского Кремля, Одессы, Карса, боевых эпизодов; портрет славянофила И. С. Аксакова. Вторая серия посвящалась славянским повстанцам. Этикетки имели цвета чешского национального флага. Подобную же серию напечатала и другая чешская фабрика — Бернгарда Фюрта. Но в последующие годы австрийская цензура запретила чешским фабрикам пропагандировать идеи славянской дружбы на спичечных этикетках.

            До сих пор не установлено, когда и какой чешской фабрикой были выпущены этикетки с портретами Карла Маркса и Фердинанда Лассаля. Не известны также фабрика и время выпуска итальянской этикетки с портретом Карла Маркса.

            В Мексике на протяжении многих лет издаются этикетки с миниатюрными копиями картин, находящихся в Дрезденской галерее, Лувре и других мировых сокровищницах. Хромолитографии выполнены очень тщательно и дают хорошее представление о мастерах живописи XV—XIX столетий. Тут и Рафаэль и Дюрер, Рубенс и Рембрандт и много других художников. Мы упомянули о хромолитографиях, но для изготовления этикеток используются все существующие способы печати — от гравюр на дереве до металлографии

            Этикетка Швеции ТРИ БРИЛЛИАНТАМногих интересует, почему на этикетках встречаются изображения трех каких-нибудь предметов: три звезды, три пики, три подковы, три розы и т. д. Дело в том, что в девяностых годах шведская фабрика «JWT» предложила сорт спичек с этикеткой «Три звезды». Спички разошлись по всему свету как наилучшие по своему качеству. Потом и другие фабрики стали помещать на этикетках изображение трех предметов, чтобы обеспечить успех своей продукции. С течением времени спичечные фабрики, независимо от стран, в которых они находились, стали сосредоточиваться в руках монополий. Поэтому унифицировалось оформление коробок и этикеток. Можно увидеть совершенно одинаковые английские, шведские, австрийские этикетки, отличающиеся лишь пометкой: «MADE IN...»

            На старых австрийских (и чешских) этикетках фигурируют буквы «FР», «ММ», «ВF» и т. п. Это указание на то, что спички изготовлены на фабрике, ранее принадлежавшей Флориану Пояцци, Морису Мейснеру, Бернарду Фюрту. На немецких этикетках фабрика обозначалась номером — 101, 279, 302 и т. д.

            И в современной Чехословакии унифицированы некоторые этикеточные рисунки на продукции чешских и словацких спичечных фабрик. На этикетке лишь мелкими буквами указывается место изготовления. Одинаковые рисунки используются также на польских фабриках. За последнее десятилетие однотипные этикетки приняты и советскими фабриками. 

 

Начало коллекционирования

 

            О первых коллекционерах спичечных этикеток упоминается в некоторых публикациях 60—80 гг. прошлого столетия. Филлумения — распространенный вид собирательства, не требующий особых трат для пополнения коллекций. Русский журнал «Нива» (1912 г., № 12), например, поведал о сиамском короле Чулалонгкорне, который однажды чуть не попал под автомобиль, бросившись за спичечной коробкой. Коллекционировала спичечные коробки нидерландская королева Вильгельмина, вступившая на престол в четырнадцатилетнем возрасте. Желая доставить удовольствие юной королеве, фабриканты печатали этикетки с ее портретом. Кстати, на голландских этикетках можно найти буквы «KWF», обозначающие «фонд королевы Вильгельмины». Эти буквы проставлялись на спичках, продававшихся с надбавкой в пользу медицинских противораковых учреждений и людей, пострадавших от наводнения.

            Увлекался этикетками и президент США Франклин Рузвельт. В коллекционерских кругах известно имя собирателя Маджори Эванс. Ей удалось собрать все английские этикетки, начиная с первой, валкеровской, а всего 35 000 образцов из разных стран. Маджори Эванс была председательницей Британского общества собирателей спичечных этикеток и оставила заметный след в истории этого увлечения. Именно она пустила в обиход слово филлуменист (PHILLUMENIST).

В Англии собирателей этикеток первоначально именовали «LABELIST», что значит «этикеточник». Затем вспомнили о первых названиях спичек, в них обязательно упоминался «свет». Так и получилось новое слово: от греческого «филео» — люблю, латинского «LUMEN» — свет и международного суффикса «ист». Термин получил всеобщее признание. Но позднее понадобилось название самого собирательства. По аналогии с другими видами коллекционирования (сфрагистика, бонистика, нумизматика) появилось слово «филуменистика».

            С каждым годом собирателей этикеток становится все больше и больше. Во всех странах они объединяются в общества, кружки, издают журналы, каталоги, брошюры, книги. Наиболее интересным пособием можно считать богато иллюстрированное исследование А. Дж. Крузе «Спичечные этикетки миоа» (МАТСН ВОХ LАВЕLS OF THE WORLD bу А. J.. CRUSE, LONDON, 1946. 127 р.), а также познавательные брошюры шведского коллекционера С. Иогансона.

            Каталоги спичечных этикеток издаются во многих странах. К созданию всеобщего, всемирного каталога пока еще не приступали. В каждой «спичечной» стране выпускаются более или менее подробные фирменные справочники о спичках и этикетках. Наш «Разноэкспорт» издает рекламные проспекты с этикетками спичечного экспорта. Каждый сорт спичек сопровождается спецификацией, весьма полезной для собирателей.

            Существуют специальные музеи. Старейший организован английской фирмой Брайан и Мэй. В нем собраны этикетки всего мира. На общественных началах создан музей в Польше в г. Быстшица Клодска. В обоих музеях представлены не только этикетки, но и другие экспонаты, рассказывающие о том, как человек научился добывать огонь.

            В Москве ныне организуется Государственная Изотека, ее цель — собирать, хранить и описывать изобразительную продукцию. В числе других при Изотеке признали необходимым иметь отдел спичечных этикеток. Устройство выставок — неотделимая часть общественной деятельности коллекционеров. Филлуменистические выставки — местные, национальные, международные — проводятся довольно часто. В нашей печати упоминалось о небольшой выставке этикеток, устроенной народными артистами В. И. Качаловым и И. М. Москвиным еще в 1924 г. К сожалению, никаких подробностей о ней пока выяснить не удалось. Первая большая публичная выставка, организованная по инициативе известного московского собирателя В. Э. Арцимовича, состоялась в Москве, в саду Эрмитаж, в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. С тех пор ежегодно Московский клуб филлуменистов демонстрирует работы своих членов во дворцах культуры, в рабочих клубах, в парках. 

 

В художественной литературе


            Увлечение спичечными этикетками и коробками отражено и в художественной литературе. Одним из первых к этой теме обратился знаменитый французский писатель Анатоль Франс в своем романе «Преступление Сильвестра Боннара». Есть там такие строчки: «Монте Аллегро, 30 ноября 1869 г. — Мы едем в Мелло. Это ужасная деревушка в трех лье от Джиодженти, и вы ни за что не отгадаете, зачем мы туда едем. И не пытайтесь отгадать. Мы едем за спичечной коробкой. Дмитрий коллекционирует спичечные коробки. Маленькие коробочки с хромолитографиями. Мы собрали уже пять тысяч двести четырнадцать различных образцов. Некоторые нам достались ценой невероятных усилий. Так, например, мы узнали, что в Неаполе были изготовлены коробочки с портретами Мадзини и Гарибальди, и что полиция их конфисковала, посадив в тюрьму фабриканта. Путем расспросов и розысков мы нашли такую коробку у одного сельского хозяина, который продал нам ее за сто лир и донес о нас полиции. Полиция обыскала наш багаж. Коробочки она не нашла, но мои драгоценности украла. Тут и мне пришлось по вкусу коллекционирование. Летом мы поедем в Швецию, чтобы пополнить наши серии.

            Я почувствовал (должен ли я это говорить?) некоторую сочувственную жалость к этим настойчивым коллекционерам. Конечно, я предпочел бы, чтобы супруги Треповы собирали в Сицилии античные мраморы, раскрашенные вазы или медали. Мне приятно было бы узнать, что они увлекаются раскопками Агригента и поэтическими преданиями Эрикса. Но, как бы то ни было, они были коллекционерами, принадлежали к тому же братству, что и я, и мог ли я смеяться над ними, не смеясь над самим собой?...

            ...— Покажите, Дмитрий, покажите г-ну Боннару вашу ценную добычу.
            И послушный великан протянул мне спичечную коробку, дрянную картонную коробочку, украшенную сине-красным лицом, которое надпись объявляла лицом Эмпедокла.
            — Это уродство — сказала она, — но это редкость. Коробочек этих нигде не найти. Их надо покупать на месте изготовления. В семь часов утра Дмитрий был уже на фабрике. Вы видите, что мы не теряли времени напрасно».

            В романе английского писателя Евелина Вауг (EVELIN WAUG — «BRIDESHEAD REVISITED») также имеется персонаж, увлекающийся спичечными коробками.

            «...С уверенностью все знали лишь одно: он собирает спичечные коробки, и это только потому, что в огуречный сезон в одной газете появилась заметка под заглавием «Необыкновенный конек лорда». Спичечные коробки копились у него на полках, занимая с каждым годом все больше и больше места в его небольшой квартире в Вестминстере. Сперва он стыдился того, что об этом увлечении узнали все, но потом он был доволен, так как благодаря газетной статье он завязал связи с коллекционерами всех частей света, с которыми он и теперь ведет переписку и обменивается дубликатами...»

            У Ярослава Гашека в «Похождениях бравого солдата Швейка» есть такие строки: «Подобно тому, как у некоторых людей бывает страсть собирать спичечные коробки, так у этого генерала была страсть назначать полевые суды...».

            В книжке Н. Данилевского и Г. Северского «Тропою разведчиков» многие страницы посвящены собирателям спичечных этикеток. О филлумении и филлуменистах упоминается и во многих других произведениях — иногда иронически, а порой вполне серьезно.
            В русской поэзии есть несколько стихотворений, посвященных этикеткам. Вот одно из них:
На спичечной коробке —

Смотри-ка славный вид:

Кораблик трехмачтовый

Не двигаясь бежит...

Не разглядишь, а верно —

Матросы есть на нем,

И в тесном трюме, в бочках

Изюм, корица, ром.

И есть на нем, конечно,

Отважный капитан,

Который видел много

Непостижимых стран.

И верно есть матросик,

Что мастер песни петь

И любит ночью звездной

На небеса глядеть.

Вот и сейчас быть может

В каюте кормовой

В окошечко глядит он

И видит нас с тобой.

            Этикетка The shipЭто стихотворение В. Ходасевича (из сборника «Путем зерна». Изд-во «Мысль», 1921 г.), навеянное одной из картинок на шведских спичках, завезенных в Россию в 1917 г. История самого рисунка примечательна. В 1878—1879 гг. знаменитый полярный исследователь Норденшельд на парусном корабле «Вега» первым прошел Северо-Восточным путем вдоль побережья Сибири, из Атлантического океана в Тихий. Это выдающееся событие отметили на двух спичечных этикетках: на одной портрет путешественника, на другой — его корабль. С течением времени слово «Вега» с этикеток исчезло, осталось название «ТНЕ SНIР» — корабль. Под этим наименованием этикетки выпускаются до сих пор.

 

О чем говорят этикетки  


Этикетка ф-ки Паршакова в УсольеСтаринные русские спичечные этикетки встречаются теперь крайне редко. Никто из нынешних собирателей не видел первых русских спичечных коробочек. В Москве с 1848 г. по 1895 г. существовала фабрика. А. М. Гезена, а какие были этикетки? Известна лишь одна, относящаяся к 1870 г., с изображением Московского Кремля. На этикетке указано: "Рисунки собственность фабрики". Рисунки! Где они? Сохранилась этикетка 1856 г. фабрики А. Семкина в с. Грузино, Новгородской губернии.
            В нескольких коллекциях встречаются этикетки фабрики Гессе семидесятых годов с рисунками и текстами из басен И. А. Крылова. Эта же фабрика в 1876 г. выпустила этикетки с портретами героев освободительной войны сербов против турецкого ига. На одной - генерал М. Г. Черняев, командовавший моравским корпусом сербской армии.
            Под изображением стихи:
   Архистратиг славянской рати
   Безукоризненный герой!
   Под кровом божьей благодати
   Да совершится подвиг твой!..
   На другой этикетке портрет добровольца Н. Киреева, тоже со стихами:
   Ко братьям страждущим душа его летела
   Самоотверженно желая им служить,
   Он первой жертвой пал за праведное дело
   И памятью о нем должны мы дорожить.
   Он пал в честном бою, свободу защищая.
   Как больно смерть его отозвалась в сердцах,
   Неведома для нас могила дорогая!
   Остался прах его во вражеских руках!
            Семью годами позже фабрика Гессе издала серию этикеток с пикантными картинками. В 1883 г. фабрика "Грефсби" выпустила спичечные коробки с рисунками такого же содержания. Эти выпуски характеризуют тогдашнюю эпоху безвремения, отход от значительных общественных тем и в '"большом искусстве", и в потребительской миниатюре.
            Ивану Андреевичу Крылову на этикетках повезло. Мы уже упоминали о "крыловском" выпуске фабрики Гессе, а в 1891 г. фабрика Шаныгиной выпустила большую серию с силуэтами петербургских типов; среди них три иллюстрации к басне "Демьянова уха". Иллюстрации настолько удачны, что сразу же вспоминаются соответствующие строки:
   Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
   Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена
   Схватя в охапку кушак и шапку, -
   Скорей без памяти домой.
            В 1899 г. сразу две фабрики выпустили первую юбилейную этикетку с портретом Пушкина, а в 1900 г. - с портретом Суворова. Увы, вот и весь перечень отечественных этикеток, сохранившихся с прошлого столетия.
Этикетка Швеции ТРИ БРИЛЛИАНТА Но это даже не сотая часть образцов спичечной графики того времени. Правда, тут не учтено 150 дошедших до нас лапшинских этикеток, первая из которых- хотитовская - почти полностью копирует шведскую. Лишь на ее обороте напечатано: "Продажа в С.-Петербурге у В. А. Лапшина". Так, покупателям под видом иностранных спичек продавалось отечественное изделие.
            Как и всякий предмет промышленной графики, спичечные этикетки являются зеркалом эпохи. На них отражаются многие события общественной жизни. Наша промышленность выпускает в год 13 миллиардов коробков спичек, а следовательно, такое же количество картинок, наклеенных на них. Какое другое полиграфическое изделие имеет такие тиражи? Спичечная коробка проникает вслед за человеком туда, куда порой не дойдет ни большой плакат, ни маленькая открытка. Иллюстрации на этикетках превратили их в политические микроплакаты. В 1918 г. фабрика "Факел" впервые поместила на этикетке лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и советскую эмблему "Серп и Молот".
            1923 г. Реакционное английское правительство предъявило Советкому Союзу ультиматум, сопровождаемый угрозами и содержавший разные необоснованные требования. Ультиматум вызвал возмущение трудящихся по всей стране. Повсюду раздавался призыв: "В ответ на ноту лорда Керзона укрепим наш воздушный флот, создадим эскадрилью самолетов "Ультиматум". Тогда же было организовано Общество друзей воздушного флота. Значок этого общества ;- самолет с кулаком вместо пропеллера - был изображён на этикетке, выпущенной фабрикой "Ревпуть".
            В годы Великой Отечественной войны все советские спичечные фабрики выпускали этикетки с патриотическими призывами. В послевоенное время советские люди ведут борьбу за мир и дружбу между народами всей планеты. Появились миниатюрные копии больших плакатов: "Мы за мир!" "Нет - войне!", "Ядерное оружие запретить!"...
            Вдумчивое отношение к изображенному на этикетках приводит иногда к неожиданным открытиям. В доме-музее Л. Н. Толстого на столе, под стеклом, лежала начатая спичечная коробка "Акц. о-ва В. А. Лапшин". - Ею пользовался Лев Николаевич? - Нет, но точно такие же спички постоянно были в доме. - Этого не могло быть! - Почему? - Обратите внимание на цвет бандероли - такой цвет на спичечных фабриках появился спустя три года после смерти Толстого!
            Сколько пришлось посмотреть фильмов о гражданской войне. Везде курят! Артисты лихо чиркают современной спичкой по современной же коробке. А что бы режиссерам поинтересоваться историей спичечной промышленности!
            Однажды автору этих строк позвонили из студии документальных фильмов: "Какие спички могли быть в кабинете Ленина в 1920 г.? В 1922 г.? Документированная справка, разумеется, была дана. Для фильма о Карле Марксе понадобилась аргументированная консультация - какими спичками мог пользоваться Маркс в семидесятых годах прошлого столетия? Тут помог каталог музея Брайан и Мэй.
            Этикетка Череповецкой фабрики 1975гНередко на спичечных этикетках можно увидеть изображение... спичек. Первоначально с помощью рисунка показывалось, как надо держать спичку, чиркать и т. д. Позднее тему "спички" начали обыгрывать. Забавную серию из десяти рисунков "малюток" выпустила шведская фабрика в Йенчёпинге: сказочные гномы, играющие со спичками и спичечными коробками. Интересна серия советских этикеток. "Родословная спички" с иллюстрациями на тему "Как человек добывал огонь в прошлом".            Этикетка 50 лет фабрике Красная ЗвездаЭтикетка 100 лет фабрике БАЙКАЛ

Чешская фабрика в Липнике на своих этикетках показала процесс изготовления спичек. Многие советские и зарубежные фабрики посвятили этикетки годовщинам со дня основания своих предприятий.
            На спичечных миниатюрах встречаются изображения коллекционируемых предметов: почтовых марок, денежных знаков, монет, знаков, медалей и всяких других. Это - или торговая реклама или пропаганда коллекционирования. Венгрия выпустила серию "Кто что собирает". В ознаменование "Дней коллекционера", проводимых Московским городским обществом коллекционеров, в 1962 и 1963 гг. были выпущены две серии спичечных этикеток с шестью оригинальными рисунками предметов коллекционирования. "День коллекционера" отмечался с 1958 по 1967 гг. также путем надпечаток на текущих выпусках этикеток.
            0 тематике иностранных этикеток упоминалось выше. Следует остановиться на некоторой их особенности. В капиталистических странах много внимания уделяется рекламе. Рекламируется одежда, кофе, сигары, короче, все, что продается, чем торгуют. В Японии, например, каждый отель, многие фирмы имеют собственную этикетку - микрорекламу. Спичками с такими картинками пользуются посетители отелей, сотрудники и гости фирм.
            За рубежом на спичечных этикетках рекламируются кинозвезды, чемпионы спорта, пивные бары, герои дня и прочее. Там же выпускаются и высокохудожественные серии этикеток с изображением музеев, с репродукциями картин, портретов великих людей, предметов искусства.
            При хронологическом коллекционировании вопрос систематизации разрешается просто - этикетки подбираются по имеющимся каталогам. К сожалению, каталоги издаются не во всех странах, кое-где выпускают перечни этикеток отдельных фабрик, но у этих изданий небольшие тиражи, и поэтому достать перечни трудно. Тут на помощь приходят справочники общего порядка. Но ведь поиски - часть коллекционирования. Зарубежные спичечные этикетки внутреннего рынка отличаются от предназначенных на экспорт, и поэтому их надо отдельно располагать в коллекции. Этикетки внутреннего рынка имеют надписи на своих государственных языках, экспортные же - на языке страны ввоза или по-английски.
             В некоторых странах на спичках, предназначенных для экспорта, вместо страны изготовления указывается "FOREIGN MADE" или "FOREIGN" (по-английски - иностранное производство). Такие этикетки изготовляются по заказу торговых фирм. Часто один и тот же рисунок печатается в разных странах, но различить их невозможно, вот почему многие собирают эти этикетки не по странам, а под общим заглавием "FOREIGN". Как разобраться, на каком языке сделаны надписи? Помогут на первый случай слова "безопасные спички", "спички", которые на разных языках пишутся так:
   английский - SАFЕТY МАТСН
   немецкий -SIСНЕРНЕIТS ZUNDHOLSER
   датский - SIKKEPHEDS TAENDSTIKKER
   норвежский - SIKKEPHETSSTIKKER
   шведский - SAKEPHETS TANDSTICKOR
   финский - WAARATTOMIA TULITIKKUJA
   испанский - FOSFOROS DE SEGURIDAD
   португальский - PHOSPHOROS DE SEGURANGA
   французский - ALLUMETES DE SURETE
   итальянский - FIAMMIFERI
   румынский - CHIBRITURI
   голландский - LUCIFERS
   венгерский - GYUFA
   чешский- ZAPALKY
   польский - ZAPALKI
   болгарский - КИБРИТ
   сербский - СИГУРНОСНЕ ЖИГИЦЕ
   хорватский - SIGURNOSNE ZIGICE
            Эти слова помогут определить, какой словарь следует взять для дальнейшего перевода надписей. Надо учесть еще и следующее: французский язык употребляется также на бельгийских и швейцарских этикетках; испанский - в странах Латинской Америки (кроме Бразилии); португальский - в Бразилии; немецкий - в Австрии и в некоторых кантонах Швейцарии (а также на территориях, занятых в свое время немцами); английский, как уже упоминалось, встречается почти на всех экспортных этикетках.
            Когда японским спичечным промышленникам пришлось в прошлом вести борьбу со шведским трестом, то они выпускали подделки под шведские этикетки - тот же рисунок и надписи. Лишь некоторые неточности в очертаниях букв выдают фальсификацию. На это надо обратить внимание, так как в некоторых коллекциях такие этикетки попадают в раздел Швеции.
            Существует примечательный образец: изображение павлина с надписью внизу "MANUFACTURED IN SVEDEN". Все правильно, подлинная японская этикетка, но... в целях конкуренции поселок, где находилась фабрика, наименовали Шведен. Не придерешься!
            За последние годы появилась масса этикеток-фантазий. Предприимчивые дельцы, учитывая спрос на этикетки и запоздалую информацию о новинках, печатают огромную массу серий на всевозможные темы. Никакого от ношения ни к спичечной промышленности, ни к спичечным этикеткам эти картинки не имеют и только засоряют коллекции несведующих собирателей.

 

Этикетка как учебное пособие


            На этой же этикетке воспроизведен портрет скульптора. Рядом читаем: "Н. С. Пименов (1812-1864)". Интересные сведения как бы сами "пришли" к нам в руки! Серия "Русские скульпторы" знакомит с замечательными мастерами и их творениями. Чем известен М. А. Опекушин? Да, в первую очередь, московским памятником Пушкину. Кто создал памятник Минину и Пожарскому? - И. П. Мартос. Посмотрев на этикетки, каждый легче запомнит данные о выдающихся деятелях русский культуры, об их произведениях.
            Подобных этикеток масса, и каждая - своеобразное учебное пособие. Несколько лет назад в Московском доме учителя состоялась выставка наглядных пособий, изготовленных из спичечных этикеток, почтовых марок, иллюстрированных открыток, организованная по инициативе профессора А. И. Гуковского            Балабановская фабрика, портрет Гоголя

Выставка была интересна по замыслу: показать педагогам и родителям, что интерес школьников к коллекционированию можно использовать для закрепления учебных знаний. Поэтому экспонаты располагались по предметам: Конституция СССР, история, география, литература, иностранные языки. Каждый предмет иллюстрировался стендами, многие из которых оформили сами школьники. Демонстрировались стенды о жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина, плакаты "Москва", "Города нашей Родины", "Писатели родной страны", "Животный мир", "Птицы", "Успехи в завоевании космоса".
            Выставка, открытая вначале на десять дней, была продолжена. Воспитательное значение ее несомненно. Спичечные этикетки, наряду с другими экспонатами, составляли основу этой выставки.
            Спичечная этикетка может стать пособием не только для школьников. Многие ли москвичи знают названия всех кремлевских башен? Этикетки дают ответ на этот вопрос. Всем ли известны лекарственные растения? Посмотрите на этикетки! Летом начинающий грибник может захватить с собой в лес малюсенький справочник - серию этикеток. Он увидит, как выглядит белый гриб, а как подосиновик, и, конечно, не наберет поганок..
            Два года назад в Москве отказались от буквенных обозначений в телефонных номерах. Народ еще не привык к нововведению, а диски в автоматах заменили. Спичечная коробка с изображением, поясняющим новую систему нумерации, пришла на помощь.

 

Хронологическая систематизация


Довоенная этикетка ф-ки СИБИРЬНекоторые коллекционеры собирают этикетки по хронологическому принципу, т. е. в порядке их выхода в свет по странам, по фабрикам. В отношении новинок это несложно, а вот как быть со старинными? Если имеется каталог, то это просто, а если такового нет? Хронологическая систематизация требует большой исследовательской работы по справочникам, энциклопедиям и другой литературе по различным областям знаний.
            Основная трудность заключается в отсутствии пособий, по которым можно установить время изготовления этикеток и выпуска их в свет. Однако сами этикетки содержат много данных о своем "возрасте".Какие же это данные?
            1. Событие, к которому приурочен выпуск этикетки.
            2. Название объединений спичечных фабрик.
            3. Административно-территориальные деления.
            4. Государственные стандарты.
            5. Цена коробки спичек.
            6. Типографские пометки.


            Поясним сказанное подробнее.


            1. Дата события. Устанавливается по справочной и другой литературе.


            2. Названия объединений спичечных фабрик:
            а) Отдел химической промышленности ВСНХ - 1918 г.
            б) Главный спичечный комитет (Главспичка) --1918 г.
            в) Главное правление спичечной промышленности- 1918-1921 гг.
            г) Отделы химической промышленности при губернских совнархозах (частично) - 1921-1932 гг.
            д) Спичечные тресты, объединенные во Всероссийский спичечный синдикат (фабрики "Байкал", "Искра", "Маяк", "Сибирь" и многие мелкие оставались в ведении местных советов народного хозяйства).
            Существовали следующие тресты:
            ПОЛЕССКИЙ (1921-1926 гг.) - фабрики "Волна революции", "Везувий", "Днепр", "Ревпуть".
            ЗАПАДНЫЙ (1926-1930 гг.) - фабрики "Волна революции", "Зарница", "Метеор", "Ревпуть".
            БЕЛОРУССКИЙ (1926-1930 гг.) - фабрики "Везувий", "Днепр", "X Октябрь", "Красная Березина".
            ВЯТСКИЙ (1922-1930 гг.) - фабрики "Белка", "Красная звезда", "Якорь", "Чепца", "Интернационал", кроме того, ликвидированные в 1922 г. "Красный пахарь", "Новый Прометей", "Медведь", "Утренняя заря".
            ПЕНЗЕНСКИЙ (1921-1928 гг.) - фабрики "Власть труда" (ранее "Геркулес"), "Победа" (ранее "Пчелка") и закрытые в 1922 г. "Комета", "Луч", "Искра".
            СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ (1928-1930 гг.) - фабрики "Победа", "Власть труда", "Имени Чапаева".
            СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (1922-1927 гг.), переименованный в ЛЕНИНГРАДСКИЙ (1927-1930 гг.) - фабрики "Имени Ленина" (ранее "Ираида"), "Имени Демьяна Бедного" (ранее "Сфинкс"), "Пролетарское знамя" (ранее "Солнце"), "Красный Октябрь" (ранее "Волхов").
            Фабрики, входившие в состав трестов, имели одинаковые этикетки, помещавшиеся на лицевой и оборотной сторонах коробка, а иногда только на лицевой.
            После ликвидации трестов фабрики входили в следующие объединения:
            е) Народный комиссариат легкой промышленности РСФСР - 1932-1934 гг.
            ж) Народный комиссариат лесной промышленности СССР, Главспичпром - 1934-1937гг.
            з) Народный комиссариат лесной промышленности СССР, Главспичпром - 1937-1942гг.
            и) Народный комиссариат лесной промышленности СССР, Главспичпром - 1942-1946гг.
            к) Министерство лесной промышленности СССР., Главспичпром - 1946-1952 гг.
            л) Главфанспичпром - 1952-1956 гг.
            м) Областные совнархозы - 1956-1966 гг.
            н) Главфанспичпром - с 1966 г.
            

            3. Административно-территориальные деления.
            Города и области, в которых находятся фабрики, переименовывались. Менялись границы областей. Таким образом, фабрика оказывалась как бы в разных местах. До 1928 г. существовали губернии, в основном сохранившие свои границы с дореволюционного времени. Губернии подразделялись на уезды. В 1928 г. было принято новое административное деление - области и края, с подразделением на округа и районы. В 1930 г. деление на округа было упразднено. Следовательно, этикетка с названием губернии могла быть выпущена до 1928 г., с названием административного округа - в 1928-1930 гг.
            О том, как изменялись границы областей, можно проследить на истории фабрики "Победа", которая "перекочевывала" в разные места. До 1928 г. она была в Пензенской губернии, в 1928-1929 гг. оказалась в Средне-Волжской области, в 1929-1935 гг. - в Средне-Волжском крае, в 1935-1936 гг. - в Куйбышевском крае. В 1936-1937 гг. "Победа" уже находилась в Куйбышевской области, в 1937-1939 гг. - в Тамбовской, с 1939 г. - в Пензенской области.

 

            4. Государственные стандарты.
            Все предметы, изготавливаемые в нашей стране промышленностью, должны соответствовать определенным требованиям в отношении качества, химического состава, физических свойств и т. д. Эти условия или нормы называются стандартом. До 1939 г. стандарты устанавливались народными комиссариатами (ОСТ), а с 1939 г. стандарты стали общегосударственными (ГОСТ).
            ОСТ 4573 -с 1932г.
            ОСТ 7069 - с 1934 г.
            ОСТ 8293 - с 1937г
            ОСТ 282 -с 1939г.
            ГОСТ В-1820-42 -с 1942 г.
            ГОСТ В-1820-45 -с 1945 г.
            ГОСТ 1820-45 -с 1945г.
            ГОСТ 1820-56 -с 1956г.
            Добавлю от себя, что были еще ГОСТ 1820-69 -с 1969г., ГОСТ 1820-77 -с 1977г., ГОСТ 1820-85 -с 1985г., ГОСТ 1820-2001 -с 2001г.

            5. Цена коробка спичек.
            До 1924 г. цена на этикетках не указывалась. Позднее были следующие цены:
            1924-1930гг.- 1,5 коп.
            1930-1932 гг.- 2 коп.
            1932-1936 гг.- 3 коп.
            1936-1937 гг. -2,5 коп.
            1937-1939 гг. -2 коп.
            1939-1941 гг.- 5 коп.
            1941 -1945гг.- 20 коп.
            В 1945-1961 гг., как правило, цена не указывалась.
            С 1961 г. - 1 коп.


            6. Типографские пометки - сигнатуры - точно определяют время изготовления этикеток. Все данные, приведенные в таблицах, вместе взятые, позволяют достоверно установить время выхода и хождения этикеток. В качестве примера приведем описание этикеток фабрики "Метеор" (а следовательно, и порядок их расположения в коллекции). Сведения даны в такой последовательности: год выпуска, порядковый номер, краткое описание и характерные надписи, отличающие данную этикетку от сходных рисунков, цена коробка спичек и размер в миллиметрах, если имеется несколько этикеток одинакового образца. При отсутствии каталога этой систематизацией можно пользоваться для хронологического расположения коллекции.

 

Пример хронологической систематизации


            ФАБРИКА "МЕТЕОР"
             г. Медынь (Калужской губернии, с 1928 г. - Западной области).
            В Медыни и близ нее начиная с 60-х гг. прошлого столетия существовало в разное время свыше двух десятков спичечных фабрик. К моменту национализации, в феврале 1919 г., их оставалось три: М. А. Ведерникова, Ф. А. Зимина и С. И. Лащагина. Эти предприятия именовались Медынской группой спичечных фабрик. В 1922 г. они слились в одну, получившую название "МЕТЕОР".
            ВСЕРОССИЙСКИЙ СПИЧЕЧНЫЙ СИНДИКАТ
            МЕДЫНСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СПИЧЕЧНЫХ ФАБРИК
            КАЛУЖСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (КГСНХ)
            1921. 1. Типографский наборный текст: "Об'единение спичечных фабрик Медынской группы г. Медынь. Оборот - "Всероссийский спичечный синдикат. Москва, Ильинка, 7".
            а) черная краска - надпись, розовая бумага

            1921. 2. Типографский наборный текст: "Медынское объединение спичечных фабрик г. Медынь КГСНХ". Оборот: "Всероссийский спичечный синдикат. Москва, Ильинка, 7".
            а) красная, серая
            б) черная, розовая
            1922. 3. Слева надпись: "МЕТЕОР" над языками пламени. Справа - "Государств, спич, фабрика г. Медынь", внизу - монограмма "ВСС". Оборот - силуэт фабричного здания, вверху надпись: "Всероссийский спичсиндикат", внизу - "Медынское объединение спичечных фабрик".
            а) черная,розовая
            1923. 4. "МЕТЕОР" полукругом во всю ширину рисунка, ниже в овале - "К.Г.С.Н.Х.", слева и справа - фабричные здания. Оборот - слева серп и молот в ромбе, посередине крупными буквами "СИНДИКАТ".
            а) черная, лиловая
            б) фиолетовая, желтая
            1924. 5. Земной шар, обвитый лентой с надписью: "Синдикатские", в углах - пятиконечные звездочки. Цена 1 1/2 коп. Оборот - чистое поле.
            а) черная, розовая

            КАЛУЖСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (КГСНХ)
            1925. 6. Слева - серп и молот в ромбе, правее полукругом - "МЕТЕОР", ниже в овале - "К.Г.С.Н.Х.", в правом углу - фабричное здание. Цена 1 1/2 коп. Оборот - чистое поле.
            а) черная, лиловая
            б) черная, желтая
            1927. 7. "МЕТЕОР" на светлом фоне, по цветному полю молнеобразные зигзаги. Вверху - "Калужский Г.С.Н.Х.". Цена 1 1/2 коп.
            а) черная, фиолетовая
            б) красная, желтая
            1928. 8. Справа - красная звезда. В молниевидной стреле надпись: "МЕТЕОР", внизу - слева - силуэт фабрики. Тонкая рамка. Цена 1 1/2 коп. Сигнатура: "Калгублит". Тираж ... 11/у... Размер 48X33.
            а) красная, синяя, желтая
            1928. 9. То же, но без сигнатуры. а) красная, синяя, желтая.
            1928. 10. То же, но размер 45х32.
            а) красная, синяя, желтая
            б) красная, зеленая, желтая
            1928. 11. То же, но размер 46x31. Толстая рамка а) красная, синяя, желтая
            1928. 12. То же, но одноцветная.
            а) черная, желтая
            б) зеленая, желтая

            ЗАПСПИЧТРЕСТ
            1929. 13. Типовой образец этикетки Запспичтреста. Цена 1 1/2 коп. Размер 44х30.
            а) черная, белая
            б) черная, желтая
            в) черная, розовая 1929. 14. То же, но размер 41X29
            а) черная, серая
            б) черная, желтая 1929. 15. То же, но размер 40X28.
            а) черная, серая
            б) черная, белая
            В середине 1929 г. фабрика закрыта.

 

Оформление коллекции


            Трудно в наше время представить себе коллекционера, хранящего свое собрание под спудом, для личного удовлетворения. Коллекцию нужно оформлять с тем расчетом, чтобы ее легко можно было показывать как полностью, так и фрагментами. Поэтому собрание предметов малой графики лучше размещать не в сброшюрованных альбомах, а на отдельных листах плотной бумаги. Это дает возможность делать любую перестановку, брать для демонстрации тот или иной лист, заменять испорченные листы, не нарушая стройности всей коллекции.
            100-200 отдельных листов собирается в картонные папки, такого же размера, а папка вкладывается в футляр. Размер листа, разумеется, произвольный, хотя желательно остановиться на так называемом международном формате (28X30 см), ибо в расчете на такие листы подготавливаются стенды на выставках всего мира.
            Многие употребляют цветную бумагу, но- более приемлема белая - любая вещь на ней имеет свой естественный цвет. Каждый лист должен иметь рамку, которую можно провести черной тушью на расстоянии 1,5-2 см от краев. Такое оформление придает листу коллекции законченный вид. За рамку не должна выступать ни одна надпись, ни один предмет. Экспонаты нельзя размещать на листах вплотную. Наклеивать надо таким образом, чтобы само расположение этикеток привлекало внимание, а для этого следует постоянно пользоваться линейкой и угольником. Необходимо оставлять места для возможных новых поступлений.
            Пояснительные надписи выполняются мелкими буквами чертежным пером или же на пишущей машинке, что, пожалуй, предпочтительнее - не все владеют чертежными навыками. Если лист не влезает в машинку, то надписи можно сделать на другой бумаге, а затем нарезать полосками и вклеить. Для этой цели хорошо использовать края марочных листов, они упрощают работу. Надписи не должны забивать этикетки, они носят вспомогательный характер!
            Каждый раздел коллекции открывается титульным листом. Разумеется, что надписи, поясняющие содержание раздела, должны быть выполнены крупными буквами. Характер оформления можно заимствовать из любого альбома по изобразительному искусству.
            Ни в коем случае нельзя наклеивать собираемые вещи наглухо или за уголки! Всякий клей с течением времени обесцвечивает краску, этикетка теряет первоначальную свежесть, изображение тускнеет и, в конце концов, исчезает совсем. Особенно вреден канцелярский клей. Прикреплять этикетки к листу следует при помощи наклеек - полосок тонкой прозрачной бумаги, покрытых слабым раствором безвредного клеящего вещества.
            По всему Советскому Союзу налажена продажа бланковых, неупотребленных этикеток. Разместить их в коллекции нетрудно. От старых же спичечных коробков этикетки нужно отделять. Но как? Для этого коробок опускают в крутой кипяток. Картинка быстро отклеивается, острым ножом надо снять остатки клейстера, еще раз прополоснуть, а затем положить ее на газетный лист для просушки. Когда картинка подсохнет, ее прокладывают между двумя пластинками, сделанными из смытой фотопленки, и зажимают в пресс. Этикетка разглаживается и выглядит как новая.
            Перед тем как отмачивать коробок, в воде надо растворить немного поваренной соли - на кончике ножа на стакан, тогда краска не полиняет.

 

 

Спички бывают разные


КОРОБКИ-СУВЕНИРЫ
            За последний десяток лет в быт вошел новый вид спичечной продукции - коробки-сувениры. В большую коробку вложены один-два "кабинетных" и 16 обычных коробков. Среди коллекционеров они так и именуются "16+1".
            Годом появления этой новинки считают 1955-й. В отношении "16 + 1" это верно, но памятные спичечные коробки выпускались и раньше: "Делегатам IV Всесоюзного съезда Советов", "Делегатам IV Конгресса Коминтерна", "Делегатам XVII съезда ВКП(б)". На заре своего существования фабрика "Гигант" готовила подарки делегатам различных съездов и конференций - спички в больших фанерных коробках (16x12x5,5) со специальными этикетками-фотографиями. Все эти коробки были памятными и в продажу не поступали. Тот же "Гигант" отметил подарочным набором 800-летие Москвы.
            В 1955 г. Балабановская фабрика выпустила набор "Всесоюзная сельскохозяйственная выставка", такую же коробку изготовила и фабрика "Везувс". Вскоре последовали: "Метро" (с изображениями станций московского метрополитена); "Высотные здания" (с этикетками фабрики "Маяк"; на двух же кабинетных коробках наклеены обрезанные иллюстрированные открытки, не совпадающие в разных наборах). Годом позднее появился набор "Спартакиада народов СССР" с изображениями разных видов спорта и флагами спортивных обществ.
            Особенным успехом пользовались сувениры VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в том числе спичечные наборы: "Русский балет", юмористический - "Джаз", виды Москвы, Ленинграда и многих других городов. Сувенирные коробки демонстрировались на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.: "Большой балет", "Московский Кремль", "Павильоны СССР", "Советское кино", "Хохломская роспись", "Дымковская игрушка" и др.

    Шахматистам приятно было получить коробку "Шахматы": в нее вложены доска для игры и картонные фигурки. Для любителей автомобильных путешествий продавалась коробка с маршрутной картой и изображениями попутных станций и пансионатов. Продавались коробки с видами южного побережья Крыма.
            Интересен спичечный набор "Бородино" - с формами одежды многих полков, участвовавших в сражении. В изображениях этой серии, правда, есть один недостаток, незамеченный утверждавшими выпуск: порыв бойцов направлен вправо, на восток, тогда как следовало бы сделать наоборот - налево, на запад! Эта несообразность стала особенно заметной при попытке сделать на основе этикеток тематический плакат.
            Всего выпущено более 180 коробок-сувениров. Выпускает наша промышленность и "брикеты" - серии в целлофановой упаковке с пояском - бандероль: "VI фестиваль", "Русская вышивка", "Гербы союзных республик".
            Очень многие коллекционеры собирают сувенирные этикетки в двух вариантах: "лак" и "не лак". Казалось бы. зачем? Ведь этикетка, не покрытая лаком, - полуфабрикат. Поэтому вроде следовало бы включать в коллекцию лишь лакированные картинки как уже "имевшие хождение", но... лак желтеет и портит изображение. Так что советуем вам собирать нелакированные этикетки. 

 

Жилетные спички и спичечные книжки


            На прочитанных вами страницах говорилось об этикетках на спичечных коробках. Но есть еще один вид спичек, не пользующийся у нас популярностью. Это жилетные спички, или спичечные книжки, более известные среди коллекционеров как "буклеты" (по-английски - книжечка). Спички как спички - из тонкой фанеры или картона, скрепленные обычно в две полоски и вложенные в картонную обертку с рисунком и обычной намазкой для чирканья.
            Спичечные книжки изготавливаются специальными автоматами, куда закладываются рулоны особого картона, из которого в наборном автомате готовятся гребни, вталкиваемые периодически в зазоры между плоскими пружинами наборных планок .
            Спичечные книжки очень распространены за рубежом, особенно в США, Англии и Франции. Изображения на обертках - по преимуществу реклама торговых фирм, всяких предприятий, гостиниц, пароходных компаний. Впрочем, на английских буклетах встречаются копии произведений старых мастеров, сценки из жизни. К коронации Елизаветы II были выпущены буклеты с ее портретом.
            Попытка внедрения "жилетных" спичек в обиход была и в России. В начале десятых годов спичечная фабрика "Закс и Пиш" выпустила буклеты под названием "Юпитер" с текстом: "Рекомендуем верхнюю и внутренние стороны наших обложек на рекламы всякого рода". Желающих, кажется, не нашлось.
            О спичечных книжках вспомнили в блокированном Ленинграде. Они изготовлялись различными артелями и подсобными цехами на заводах. Почти все спичечные книжки с патриотическими призывами, основная мысль лозунгов - выстоять и победить врага. Блокадные спичечные книжки - это документы героической обороны. Находка такого буклета - большая радость для каждого филумениста.

            Редко встречаются спичечные книжки из г. Сальска с изображением танков - "Вперед на разгром врага!".

   >         Во время Великой Отечественной войны и после ее окончания спичечные книжки выпускала Московская экспериментальная фабрика, впоследствии переведенная в Балабаново. На обложках буклетов помещались призывы хранить деньги в сберегательных кассах, реклама зубной пасты и т. п.

            В 1947 г. этой фабрикой были выпущены замечательно выполненные обложки с изображением Спасской башни Московского Кремля. В 1956 г. Балабановская фабрика выпустила целую серию спичечных книжек с портретами знаменитых русских писателей. На этом выпуск буклетов прекратился.

            До сих пор систематизация и способы хранения спичечных книжек не предложены, собиратели экспериментируют. 

 

Несколько слов о терминах


            КОРОБОК - состоит из двух частей: оболочки и ящика. Размеры коробков следующие:
            1/2-"малютка" - 43X25X13,5 мм
            5/8 - "портативные" - 52X31 X 15 мм,
            3/4 - "стандартные" - 53X37,5X16,5 мм,
            4/4 - "полные" - 57Х37Х5Х 18,5 мм,
            "хозяйственные" - 112x75x36 мм,
            "кабинетные" - 112X75X18,5 мм
            "сувенирные" - 234Х 123X33 мм.
            ЭТИКЕТКА - бумажный листок (на 1-2 мм меньше коробки) с надписями, устанавливающими место изготовления, количество спичек, цену и т. д. (В официальных документах, патентах, производственной терминологии употребляется написание "ЭТИКЕТ", также в прошлом и на самих этикетках - "Этикет утвержден"...).
            КРУГОВАЯ ЭТИКЕТКА - при ручном производстве спичечных коробков полоса с напечатанным рисунком служила одновременно и скрепляющей оберткой. Различаются следующие части: лицо, оборот, два ребра. Иногда намазкой покрывалось лишь одно ребро, а второе служило для рекламы. При машинном способе производства этикетка наклеивается специальной машиной на готовый коробок, и поэтому нужда в круговой полоске отпала.
            НАБОРНАЯ ЭТИКЕТКА - этикетка, целиком напечатанная с типографского набора.
            ТЕКСТОВАЯ ЭТИКЕТКА - содержит помимо надписей, относящихся к спичкам, также другой текст.
            КАРТИНКА - листок с рисунком, не содержащим никаких сведений о фабрике и спичках (к примеру: все сувенирные!).
            РЕКЛАМА - листок, наклеиваемый на оборотную сторону коробков с каким-нибудь текстом, не относящимся ни к фабрике, ни к спичкам. Чаще всего информация и реклама.
            ПАЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ - наклеиваются не на коробки (известны исключения), а на обертку 12 (реже 10) коробок.
            ГРОССЫ - наклеиваются на обертку 12(10) пачек, а также на ящик с упакованными спичками. 

 

Детские увлечения. Опасения родителей


            В одну газету поступило письмо группы родителей. Что же их взволновало? "Мы, родители, - пишут они, - считаем неверным, негигиеничным и опасным в пожарном отношении тог факт, что все дети Советского Союза собирают спичечные этикетки. А газета "Пионерская правда" вместо того, чтобы повести борьбу с этим злом, еще помещает заметки вроде "О чем рассказывают спичечные этикетки". И вот теперь чуть не все дети так и стремятся подбирать на улицах пустые брошенные коробки, грязные, замусоленные, в поисках спичечных коробок роются в урнах. Как это негигиенично! Малыш подбирает этикетку в грязи, очищает от пыли. На что это похоже? Правильно ли, что все внимание детей так приковано к спичкам? Ведь большинство пожаров возникает от детских шалостей с огнем.
            Мы, родители, не против коллекционирования марок, конвертов, оберток от конфет, но не в коем случае не спичечных этикеток. Надо собирать чистое, то, что имеется в каждой семье, а не бродить по улицам, клянчить у курящих: "Дяденька, дайте коробочку!".
            Коллекционирование становится какой-то эпидемией, охватившей повально всех детей от 4 до 14 лет, - пишут они. - Мы уверены, что с нею надо бороться самыми сильными методами. Мы призываем повести борьбу с этой опасной детской затеей. Было бы хорошо, если бы вместо красивой этикетки был напечатан призыв к детям, чтобы они бросили заниматься вредным делом. Нам кажется, спичечные фабрики ничего не потеряли бы, если выпускали спички совсем без этикеток, а для того, чтобы отличить, где верх, где низ коробка, - можно написать название фабрики или количество штук, или цену, или же просто указать "спички". Надо дать фабрикам такое указание. Взрослые все равно будут покупать спички, хоть и без картинок. А то выпускается такое разнообразие этикеток, что привлеченные ими дети и начали коллекционирование".
            Этот маленький труд о спичечных этикетках и их коллекционировании не задуман как полемический. Но поскольку есть отдельные сетования на массовое увлечение ребят собирательством спичечных этикеток, следует внести ясность в этот вопрос.
            Родители правы, выступая против того, чтобы ребята выпрашивали у прохожих спичечные коробки, рылись в урнах. С этим-то и надо бороться, а вовсе не с самим коллекционированием. Ну, а если коробочка все же подобрана на улице. Что с нею делать?Этикетка ф-ки ИСКРА 1958г.
            Об этом писалось и в журнале "Пионер", и в газете "Пионерская правда": "Не секрет, что ребята часто подбирают коробки на улицах, в трамваях, на вокзалах. Обеззараживание такого "коллекционного" материала очень важно! Коробка может перенести болезнетворные микробы. Ее обязательно надо продезинфицировать - для этого крышка с рисунком опускается в крутой кипяток. И пусть это дети приучатся делать сами!".
            Выступающие против собирательства спичечных этикеток обычно не возражают, если дети коллекционируют почтовые марки, конфетные обертки, считая их "чистыми", "безвредными". Но ведь и тут нужно соблюдать правила гигиены, так как почтовая марка доходит до собирателя порой через несколько рук и к тому же нередко приклеивают марку к конверту, предварительно лизнув ее языком. А если человек не здоров?... А конфетную обертку ребята нередко подбирают на тротуаре.
            Некоторые родители опасаются, что спичечная коробка в руках детей может быть причиной пожара. Но ведь этикетки собирают не младенцы, а дети школьного возраста, приученные обращаться со спичками. К тому же, обратимся к самой этикетке - где вы еще найдете столько призывов к соблюдению правил санитарии и гигиены: "Мойте руки перед едой!", "Мойте овощи!", "Пользуйтесь ножом и вилкой!". А сколько призывов осторожно пользоваться спичками во избежание пожаров, не давать спичек малышам! Кстати, на этикетках немало призывов и к взрослым - соблюдать правила пользования электроприборами. Пожаров, возникающих от не выключенных утюгов, непогашенных и брошенных в корзинки с бумагой и мусором папирос и сигарет - едва ли не больше, чем пожаров из-за спичек. А тут уж виноваты... мамы и папы.
            От интересного занятия - собирания этикеток - "спасать" детей не надо!
            Москвичка Мария Евгеньевна Чмель организовала в своем микрорайоне детский коллекционерский кружок. Сначала родители беспокоились, не повлияет ли это на школьные занятия, не отвлечет ли от них. А затем убедились: ребята заняты интересным делом, при этом они яснее осмысливают проходимое на уроках. Многие были отвлечены от "улицы", безделья, вредных шалостей.
            Пусть ребята учатся делать все тщательно и аккуратно, пусть дезинфицируют предметы коллекционирования - их надо этому научить. Собирательство не только расширяет кругозор детей, но и содействует воспитанию трудовых навыков. Ребята не должны расти белоручками. Им еще придется "грязнить" руки мазутом, клеем, краской; рыться в "грязных" археологических находках. Привитые с детства гигиенические навыки не позволят им даже после очень тяжелого трудового дня сесть за еду или лечь спать с грязными руками.
            Коллекционирование пробуждает в детях все новые и новые интересы, приучает к чтению, самостоятельному мышлению, раздвигает горизонты, воспитывает трудолюбие и настойчивость. Нельзя, не нужно бороться с полезным времяпрепровождением. Надо поощрять подобные увлечения, детей и тактично ими руководить.

 

Коллекционерские организации


            Коллекционировать что-либо в одиночку трудно, да и неблагодарно. Ведь не напрасно собиратели тянутся один к другому, встречаются, переписываются, обмениваются дублетными материалами, делятся полученными сведениями, стараются заинтересовать своими занятиями все новых и новых людей.
            Облегчению подобных связей и служат коллекционерские организации. В нашей стране коллекционеров объединяет Всесоюзное общество филателистов (ВОФ). В его состав входит не только секция собирателей почтовых марок, но и секции по другим видам собирательства.
            Секции создаются по решению правлений местных отделений ВОФ при наличии не менее 15 коллекционеров. При меньшем количестве коллекционеры объединяются в кружки и клубы при дворцах и домах культуры, учреждениях, школах.
            Секции, клубы и кружки оказывают своим членам всестороннюю помощь в организации встреч, в приобретении коллекционируемых предметов; стремятся повысить знания коллекционеров не только в облюбованной области коллекционирования, но и в других вопросах, с которыми приходится сталкиваться вдумчивому собирателю: политических и экономических, по проблемам культуры и искусства. Коллекционерские организации подготавливают экскурсии, встречи с людьми, имеющими отношение к событиям, отраженным в предметах коллекционирования, с художниками, писателями и т. п.
            Секции должны оказывать возможную помощь клубам, дворцам и домам культуры, музеям. Кому как не коллекционерам принимать активное участие в деятельности местных музеев и особенно музеев на общественных началах. У коллекционеров могут найтись документы и материалы о жизни и деятельности знатных людей, в том числе местных деятелей, героев гражданской войны и Великой Отечественной войны.
            Нельзя забывать о таких средствах массовой пропаганды как газеты, радио, телевидение. Каждая хорошая статья, заметка, выступление - вклад в общественное дело по организации культурно-просветительной работы и разумного отдыха трудящихся.
            К числу важнейших задач деятельности секций относится воспитательная работа, борьба с проявлениями взглядов и нравов, чуждых моральному облику советского человека. Членом организации ВОФ может быть каждый гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста. Школьники объединяются в кружки и клубы юношеской секции под руководством организаций ВОФ. Руководящим органом секции является общее собрание. Они проводятся по мере надобности. Собрание правомочно, если присутствует не менее половины членов.
            Общее собрание избирает открытым голосованием бюро секции сроком на два года. Числа членов руководящего органа определяется общим собранием. Желательно, чтобы каждый вид коллекционирования, культивируемый секцией, возглавлялся членом бюро. Решения на заседаниях бюро принимаются простым большинством голосов. Всю практическую работу бюро секции проводит в соответствии с уставом и положениями ВОФ и правлений местных отделений.
            Однако не следует всю работу возлагать только на членов бюро. Активное участие в ней обязаны принимать все члены секции. Только тогда деятельность секции филуменистов будет плодотворной. А работы для собирателей спичечных этикеток непочатый край!
            Например, в бывшей Вятской губернии в разное время существовало 66 фабрик, а этикеток известно лишь два десятка. В Пермской губернии было 47 фабрик, в Рязанской - 74, а этикеток известно две-три.
            Надо не только искать старые коробочки, но и устанавливать историю спичечных фабрик. Всякая найденная неизвестная этикетка пусть немного, но дополнит общую историю материальной культуры.
            Делиться знаниями и достижениями - одна из важнейших задач коллекционеров.

 

     http://www.krsk.info/matchboxlabels/filumen/text/text-4.htm

 

Статья Хартиг • Статья А.И. Петрова • Статья В.А. Ралдугин • Статья В.А. Ралдугин (2) • Статья по брош.  В. Богданова • Статья С. Бурда • Лениздат
Домашняя • Спичечные этикетки • Спичечные коробки • Спички • Сайты коллекционеров • О себе

СПИЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ

 

Hosted by uCoz